Комментарии
Объясняем.рф

В гостях у дружной таджикской семьи

18 ноября

753

0

О переезде в Россию
После развала СССР жизнь в бывших республиках резко поменялась. Где-то стало лучше, а где-то экономика начала прихрамывать сразу на обе ноги – империя была щедра к ним, а когда ее не стало, уровень благосостояния там заметно упал. И люди начали искать лучшей участи, заработка в других странах. Вот, примерно, таким образом и поселилась на конышевской земле таджикская семья Касимовых, только было это не в 90-х, а чуть позже.

В Москву на заработки Сафар приехал в 2002 году, а на родине в Душанбе у него остались супруга Мохрухсор и годовалый сынишка. В столице судьба свела Сафара с известным в нашем районе агропредпринимателем Геннадием Баулиным, который заметил в нем порядочного и ответственного человека и предложил ему работу на своей лесопилке в селе Макаро-Петровка. Оформив российское гражданство, перевез сюда мусульманин семью, а потом и шестерых родных братьев с семьями. И все они теперь являются гражданами нашей страны. Как говорит сам Сафар Хукумович, «…работа есть, заработок хороший, только и надо, что желание. Просто так ведь ничего не бывает. Если хочешь что-то иметь в этой жизни – надо потрудиться». А трудиться таджикский народ и вправду умеет. И еще ценить родных и близких – помогает сейчас Сафар деньгами своим сестрам, живущим в Таджикистане.

О домашнем очаге
Живут Касимовы в собственном доме, который расширяют и обустраивают. Второй этаж до зимы, конечно, отделать не успеют, а вот в следующем году планируют, Аллах поможет. Самому старшему из детей – сыну Махмаду Али – сегодня уже 19, учится в Дмитриевском агротехнологическом техникуме. Сухробу – 17, образование получает вместе с братом. Фахридин учится в седьмом классе, а очаровательная дочка Фарзона в этом году пошла в первый. Ребята полюбили российскую деревню и нашли здесь друзей. Возвращаться на Родину не планируют. Надо отметить, с самого мальства таджикский народ приучает своих детей к труду. У Касимовых – большое хозяйство: бараны, коровы, козы, гуси, куры, и у каждого из Касимовых младших на этот счет есть свои обязанности.
Местные давно приняли таджикскую семью за свою, а с соседкой бабой Аней она почти что породнилась. «Дети мои далеко живут, а Касимовы – всегда рядом, – рассказала старушка. – Не знаю, чтобы я без них делала. Ребята дров наколят, снег почистят, в огороде помогут управиться. Мохрухсор всегда угощает своими национальными блюдами. Касимовы – добрые и отзывчивые люди. Зайдут в дом, спросят у меня, как здоровье, не требуется ли помощь. А что нам, старикам, еще надо? Очень рада, что эта семья поселилась здесь. Легче, веселее жить стало».
О ярком, хлебосольном мире этой национальности мне рассказала сама хозяйка домашнего очага Мохрухсор Нуралиевна.

О гостеприимстве
«Гостеприимство выше мужества», гласит старинная пословица. В гостеприимстве нельзя отказывать даже врагу.
Таджики очень гостеприимны. В их домах есть специально спроектированные гостиные. В них практически нет мебели, только несколько широких низких диванов без спинки. Обычно таджики разуваются и садятся на эти диванчики, застеленные ковром и курпачой – специальными мягкими матрасами, обшитыми бархатом. В центре – дастархан, или скатерть.
Для гостя за столом выбирают самое почетное место. Но в гости к таджикам не принято приходить с пустыми руками – необходимо купить цветы и сладости.
За руку здороваются только с мужчинами. С женщинами и людьми, сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая жест легким наклоном головы.

О чае
Чай – это главный напиток Таджикистана. С него начинается любое застолье, им же и завершается. Предпочтение отдается зеленому чаю, которым прекрасно запивать жирные блюда. К чаю подают лепешки, пахлаву, хворост, сахарные конфеты. А вот сам сахар к чаю не подают. Пиалу с чаем принимают правой рукой и прикладывают левую руку к правой стороне груди. Таким же образом пиалу отдают человеку, разливающему чай. Чем более уважаем гость, тем меньше чая наливают в его пиалу. Это делается для того, чтобы гость почаще обращался к хозяину за новой порцией свежего чая.

О плове и не только
Плов – обязательное блюдо на столе. Едят его руками, первым пробует плов старший среди сидящих за дастарханом. Если в доме гость, то первым пробует плов именно он.
Также в почете манты, кульча (лепешки), пирожки зеленью, чучвара (пельмени, переводится как «ладошка»). Популярное блюдо – куртоп. Это слоеные лепешки с маслом, мясом и кисломолочным продуктом сузьме, подается только в деревянной тарелке. Любят таджики и шакароп (овощной салат), самбусу (самса). На столе всегда есть национальные лепешки, которые нужно ломать двумя руками и никогда не резать ножом.

О праздниках
Новый год празднуют два раза – традиционно в ночь с 31 декабря на 1 января и с 21 по 23 марта – Навруз. В этот день режут барашка и раздают мясо бедным людям, соседям, родным. В эти дни мужчин захватывает популярная игра бузкаши. Она напоминает поло на лошадях, но вместо мяча – барашек. Цель каждого всадника – схватить барашка первым, держать его как можно дольше и доскакать с ним до финиша. Победитель получает приз – верблюда или лошадь.
Главное блюдо Навруза – сумаляк – похоже на кисель, его варят почти сутки из пророщенных зерен и муки. Пока блюдо готовится, хозяйки садятся около казана и рассказывают легенды, сказки, поют частушки. Сумаляк готовят строго до цветения айвы.

О детях и языке
Таджикский язык очень похож на афганский, его знают все без исключения таджики. Молодежь учит русский и английский.
Популярные таджикские имена Алишер, Ибрагим, Азиз, Фархот, Манучер, Нигора, Махина, Феруза, Фатима, Зухра. Сильна традиция называть детей именами усопших бабушек и дедушек.
Таджики в первую очередь воспитывают у детей уважение к старшим. Девочкам прививают скромность, покорность, домовитость. Мальчикам – мужественность. В семье он безоговорочно главный!

О свадьбе
Обычно таджики создают семьи с представителями своей национальности. К 18-летию девушки уже всегда готово приданое, немаловажную часть которого занимают именно курпачи. Шьют их в огромном количестве старшие женщины в семье. Чем больше курпачи, тем приданое считается богаче.
Свадьба празднуется весело и шумно семь дней, в несколько этапов. Для сватовства в дом невесты приходят женщины-свахи. Если согласие получено, назначается день бракосочетания. В честь женитьбы приглашаются в гости родные и соседи невесты и жениха, накрывают стол с обязательным пловом, сладостями и огромными лепешками. Каждая сторона обменивается подарками, самый популярный и почитаемый подарок – ковер.
Еще одна традиция: жених присылает в дом невесты барашка или теленка и другие продукты для празднования свадьбы у невесты. В этот же день невеста приглашает своих подруг на девичник. Свадьбу празднуют очень пышно! Буквально несколько лет назад на таджикской свадьбе могло собраться до 800 человек, но сейчас по закону гостей должно быть не более 150.
После свадьбы наступает чилла – медовый месяц, он длится 40 дней. Все это время молодые живут под одной крышей с родителями мужа, чтобы молодожены привыкли друг к другу и не ссорились.

Вот такие традиции у таджикского народа – щедрого и добродушного. Когда беседа с Мохрухсор Нуралиевной подходила к завершению, к ней присоединился Сафар Хукумович и как бы само собой ее и резюмировал: «Поскорей бы этот вирус закончился! И только жить и работать!». В ответ я утвердительно кивнула головой и поблагодарила за интересный разговор. По дороге домой думала: а ведь как прав таджик Сафар! … Только жить и работать… Какой глубочайший смысл в этих четырех словах. Сколько честности, порядочности и правильного отношения к жизни! У Касимовых нет большого богатства, да оно им и в принципе не нужно. Ведь у них есть главное – они счастливы! И это очень хорошо заметно.
Татьяна ДРЕМОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же