Комментарии
Объясняем.рф

Конышёвский вклад в московскую Олимпиаду

17 июля

203

0

19 июля исполняется 40 лет со дня открытия в Москве Олимпийских игр. Об этом событии мирового масштаба написано тысячи газетных статей и книг, сняты километры фото-кино-пленок. Но «Трибуна» все же хочет еще раз окунуться в те далекие годы, тем более наша маленькая, но шустрая Конышевка причастна к тем событиям.

Ровно за месяц до самого торжества открытия, 19 июня 1980 года, был дан старт эстафеты олимпийского огня. Его несли пять тысяч атлетов, преодолев пять тысяч километров по территории Греции, Болгарии, Румынии и Советского Союза. По ходу эстафеты в крупных городах проводились 142 церемонии встречи олимпийского огня. Кроме того, эстафета проходила лишь в дневное время, ночью же огонь горел в специальных церемониальных чашах, расположенных в городах по пути следования.
К середине июля огонь таким образом добрался до Курской области. К тому моменту был осуществлен очень серьезный комплекс организационных и технических мероприятий: в период подготовки к прохождению эстафеты через Соловьиный край меняли свой облик автомагистраль Москва – Симферополь и все территории вокруг нее. На работы по ремонту, реконструкции и обустройству этой трассы, обновлению автозаправок, станций технического обслуживания, автовокзалов, гостиниц, предприятий торговли и общественного питания, других учреждений, строений, сооружений, заборов, благоустройству населенных пунктов на ней, на приобретение оборудования, инвентаря для «ночевки» огня было израсходовано, по некоторым данным, около десяти миллионов рублей.
А за несколько месяцев до этого прошел очень жесткий отбор тех, кому можно доверить пронести олимпийский огонь по территории области. Из почти двадцати тысяч (!), представленных районами и городами, претендентов были отобраны 100 человек в факелоносцы и около 2000 – в эскортный состав эстафеты. Среди них лучшие спортсмены, передовики производства, активисты физкультурного движения, профсоюзные и комсомольские лидеры. Главные критерии отбора – хорошая спортивная подготовка и правильные в ту пору этическо-моральные и патриотические качества.
Вот мы и подошли к конышевской составляющей того большого спортивного форума мирового масштаба. Честь нести факел с олимпийским огнем предоставили журналисту Валерию Дмитриеву, а школьный учитель физкультуры Иван Величкин был зачислен в группу атлетов сопровождения. Это позже к одному стали уважительно обращаться «Валерий Владимирович» как к редактору районной газеты «Знамя колхозника» («Трибуна» стала ее правопреемницей), а к другому – «Иван Васильевич» как главному спортивному специалисту района, известному всей области. А в прошловековом 80-ом они были молоды, красивы, атлетично сложены и горели желанием отличиться на благо Родины, как и подобает адептам кодекса строителей коммунизма.
Если в этой статье изложить все их воспоминания о тех летних днях, когда они стали причастны к значимому в истории страны событию, придется писать почти роман с продолжением. А посему предлагаем «выжимку» из рассказанного об интересных фактах курской дистанции эстафеты олимпийского огня.
Списки участников эстафеты утверждались специально созданным областным комитетом, много раз перепроверялись. Даже уделяли внимание татуировкам или выраженным шрамам на руках. А разведенные или даже чуточку приверженцы алкоголя сразу отсеивались. Но по кандидатурам наших земляков вопросов не было: заслуженные разряды по многим видам спорта, положительные служебные характеристики, соответствующее «облико-морале», чтобы какой-нибудь фортель не выкинули. Одним словом, проверенные достойные товарищи.
Стоит обратить внимание, что Валерию Дмитриеву надо было пробежать километровый этап (норматив времени 3 минуты 40 секунд) восхитительно и вдохновенно, на что отпускалось не более пяти минут. Необычным было то, что приходилось бежать с поднятой вверх рукой, держа факел. «Нужно было иметь сильные руки, чтобы выдержать напряжение. Это кажется легко только на словах, – говорит Валерий Владимирович. – Вот попробуйте встать, выпрямить руку и подержать ее несколько минут, даже без груза. Тогда и поймете, что это такое. А ведь нам еще надо было руку с факелом ровно вверх держать, не сгибать в локте, не болтать туда-сюда, плюс бежать красиво».
Да, не позавидуешь. При этом были рекомендации и на счет мимики лица: не надо было изображать широких «дебильноватых» улыбок, но и хмурое или изможденное выражение не допускалось. В общем, строгость, гордость, мужественность во всем взоре.
Интересно, что некоторые участники эстафеты, помимо макетов факела, тренировались и с бутылками шампанского, завернутыми в бумагу, и с обрезками водопроводных труб, и с гаечными ключами примерно соответствующего веса (Прим. редакции: факел Олимпиады-80 весит 900 граммов, длина 55 сантиметров, материал – алюминий, сталь, газовый баллон из капрона). И бегали-бегали-бегали больше месяца и по стадионам, и по шоссе.
К слову сказать, по регламенту разрешалось перекладывать факел из руки в руку. Но, по мнению факелоносцев, для зрителя это выглядело бы некрасиво. Представьте, вдоль трассы справа и слева народ сотнями, у всех празднично-радостный настрой. И очень хотелось, чтобы зрители не стали свидетелями усталости атлета.
У Ивана Величкина свои воспоминания о подготовке. Конечно, были изматывающие тренировки по бегу, но тут своя специфика – бежать надо было в группе в ногу, соблюдая дистанцию, голову и нужный наклон туловища держать одинаково. В общем, синхронность во всем, при этом некая плавность движений без надрывов, но и без «расслабона».
За двое суток до эстафеты их поселили в курские гостиницы. Условия были жесткими – по собственному желанию нельзя было никуда отлучаться. Но кормили отлично, даже импортные пищевые диковинки были. Один из спортсменов-селян в первый раз долго крутил в руках банку «пепси-колы», не зная, как ее открыть без консервного ножа.
В сам день проноса факелов с олимпийским огнем атлетов развезли по точкам на крымской трассе от границы с Белгородчиной. Вечером 14 июля огонь был в Курске. В день его прибытия на стадионе «Трудовые резервы» был организован великолепный праздник. «Переночевав», в 7 часов утра 15 июля огонь понесся дальше, на Москву.
Дорога до Орловской области была поделена на километровые участки. Валерию Дмитриеву предстояло нести факел недалеко от Фатежа. Он рассказывает, что вместе со спортсменами работал специальный эскорт. В одной машине сидели крепкие мужчины, руководившие процессом: когда надо, подгоняли бегуна, иногда просили снизить темп. В автоколонне двигались также передвижной пресс-центр, медики, техническая поддержка и, конечно, охрана. Шествие замыкал автобус, который подбирал «отработавших» факелоносцев и группы сопровождения. А также был особый микроавтобус, где перевозили запасы олимпийского огня, так сказать, «на всякий пожарный случай».
С двух сторон дороги через определенную дистанцию стояли милиционеры в белых рубашках и военнослужащие, отдававшие честь олимпийскому огню. Селяне из окрестных мест подбегали к завершившим свой этап олимпийцам и с неподдельными улыбками дарили букеты цветов. И не похоже было, что их сгоняли для массовости, чувствовался искренний большой интерес к этому событию.
Передача олимпийского огня происходила так: ожидающий факелоносец за 25-30 метров до финиша предыдущего спортсмена включал подачу газа, за 10-15 метров до своего финиша бегун поднимал горящий факел вверх, то же самое делал стартующий факелоносец. Факелы соприкасались, огонь перекидывался с одного факела на другой, и новый атлет продолжал эстафету.
В память об участии в эстафете факелоносцы имели право забрать свой факел и комплект формы. Красивая японская форма досталась на память и участникам групп сопровождения.
«Какие чувства я испытывал, когда стартовал в группе сопровождения? Это можно сравнить с эмоциями перед ответственными соревнованиями, – вспоминает Иван Величкин, – когда думаешь только о том, чтобы все прошло хорошо. А здесь намного серьезнее. Переживаешь за родную область, испытываешь гордость за страну. И вот первые метры волнения, когда начали бежать, я даже не могу сказать, какой у меня пульс был. Но точно – очень высокий».
На родине Валерия и Ивана встречали пусть и не как космонавтов, но как людей, соприкоснувшихся в чем-то великим, масштабным и важным. И многие конышевцы желали пожать руку и расспросить об олимпийских впечатлениях.
Николай РОМАШОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же