Комментарии
Объясняем.рф

ЦЕНОЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ СПАС СЕЛО

10 июля

588

0

После освобождения Конышевского района от немецко-фашистских захватчиков в марте 1943 года в селе Машкино состоялось первое колхозное собрание. Председателем Машкинского сельсовета, который объединял три села и четыре колхоза, был избран Емельян Макарович Косицкий. Надо было налаживать хозяйство. План посевной спустили довоенный, а тягла и семян не было, собирали всем миром кто что даст. О том и шла речь на совете колхозников.

Вдруг низко над селом прогудел самолет. Он был подбит при выполнении боевого задания. Спустя секунды раздался взрыв, от которого вздрогнули хаты. Все выбежали на улицу. Ночь была ясная, лунная. Врезавшись в берег речушки, самолет горел.
Вскоре появились два летчика, штурман и стрелок с этого самолета – они искали командира. Оказалось, в районе Конотопа бомбили они вражеские объекты. Там их подбили. Загорелся правый мотор самолета. Тянули на левом, сколько могли. Прошли, наконец, линию фронта. Горящий, почти неуправляемый самолет неудержимо терял высоту, до земли оставалось метров четыреста. Надо было прыгать. Но тут, как назло, по курсу показалась деревня…
Командир самолета бомбардировщика Владислав Георгиевич Опалев приказал штурману Евгению Окорокову и второму пилоту катапультироваться. Самолет летел низко. И если бы летчик, спасая свою жизнь, спрыгнул, то горящий бомбардировщик мог упасть на крыши домов. Кавалер орденов Ленина и Красного Знамени Владислав Опалев не допустил этого. Но прыгнул он поздно. Парашют его полностью не раскрылся. А бомбардировщик, пролетев над деревней, врезался в землю и сгорел в пяти метрах от речки Беличка.
Летчики, как только приземлились с парашютами, стали пускать ракеты, чтобы сойтись вместе. Долго они ходили по полю, искали, снова пускали ракеты, кричали «Опалев! Опалев!». Но ответа не дождались.
К горевшему за околицей самолету подойти близко было невозможно: там все плавилось, рвались пулеметные патроны. Утром, решив , что их командир сгорел в самолете, так и не успев спрыгнуть, летчики уехали разыскивать свою часть.
Позже Емельян Косицкий рассказывал: «Тело майора Опалева нашли подростки Григорий Токарев и Федор Лепешкин. За заброшенным сараем они наткнулись на пропавшего командира. Он лежал в глубоком сугробе, накрытый белым полураскрывшимся парашютом. Одет в черный бушлат, унты, подпоясан офицерским ремнем, на котором пистолет и финский нож. Кровь на голове была еще свежая – значит, долго после падения был жив…Собралось все село. В кармане у летчика нашли документы, партбилет, фотокарточку, с которой смотрели молодая девушка и мальчик в матроске».
Похоронили героя в Машкино. Во время похорон выступил парторг колхоза и сказал словами Валерия Чкалова: «Вся Отчизна наша объята пламенем героизма». Присутствующие, затаив дыхание, слушали речь парторга и поклялись так же не жалеть своих трудов, как Опалев не пожалел своей жизни».
Позже красные следопыты Машкинской восьмилетней школы установили, на фотографии обнаруженной у В. Г. Опалева, – его жена Мария Васильевна и сын Марат, умерший в 1942 году.
Из наградного листа следует, что Владислав Опалев в действующей армии находился с января 1942 года, в совершенстве владел ночным самолетовождением. Успешно произвел 91 боевой вылет, из них 89 вылетов ночью по бомбардированию аэродромов и железнодорожных узлов, эшелонов мотомехчастей и скопления войск противника в ряде городов Советского Союза. Боевые задания в своем большинстве выполнял успешно. Опалев – отличный и мужественный летчик. Награжден орденом «Красная звезда» и орденом Ленина.
После войны фронтовые друзья Владислава Георгиевича говорили супруге Марии Васильевне, что выпрыгни он тогда из самолета раньше – остался бы жив. Но с судьбой не поспоришь.
Сергей ЧЕЛЕНКОВ
По материалам газеты «Воздушный транспорт», 1982 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же